Воскресенье
05.05.2024
05:12
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
В какре время вам удобнее ходить на тренировки?
Всего ответов: 35
Мини-чат
300
Друзья сайта
  • Все верховой езды и конного спорта
  • Equestrian-конное обозрение
  • Декатлон-верховая езда
  • Инструкции для uCoz
  • Снаряжение и амуниция для конного спорта
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мы рады вас видеть...всегда!

    Главная » 2012 » Март » 2 » Как научиться понимать свою лошадь?
    18:26
    Как научиться понимать свою лошадь?
     Действия лошади могут быть продиктованы двумя «режимами» работы мозга: режимом левого полушария и режимом правого. Находясь в «режиме левого полушария», лошадь способна спокойно размышлять и учиться распознавать причинно-следственные связи. В «режиме правого полушария» у лошади включается механизм немедленного реагирования на ситуацию, когда надо бежать и спасаться или драться, и нет времени на размышления. Лошадь может двигаться вперед и останавливаться, но оставаться в режиме «правого полушария». Вот почему работа на корде в качестве средства ее успокоения далеко не всегда эффективна. И даже наоборот, бывает вредна и опасна. Если лошадь «отключена» от человека, то монотонные круги на корде развивают ее мышцы, но отупляют интеллект, что превращает лошадь в бомбу замедленного действия, лошадь становится сильнее и опасней. А когда лошади приходится уступить в сторону или сделать несколько шагов назад, ей приходится подумать. Это помогает совершить переход от правого полушария к левому. Внешне это проявится в том, что лошадь оближет губы или совершит жевательное движение (это также можно заметить и тогда, когда лошадь обучается новому движению). 

    В природе лошади устанавливают между собой иерархию при помощи языка жестов и мимики. Набор этих движений заключен в «Семи играх». Перевод требований к лошади в игры, понятные для нее, улучшает взаимодействие, поэтому «Семь игр» на земле являются основой установления и укрепления взаимоотношений.

    Как научиться действовать, как лошадь



    Просто делать противоположное тому, что вы думаете следует делать. Пример: пытаясь поймать лошадь, мы подходим к ней и подходим, а лошадь в свою очередь убегает все дальше. Можно поступить наоборот. Развернуться к лошади спиной. Или просто стоять и улыбаться каждый раз, когда лошадь посмотрит на вас, а когда она подходит – отступать назад. Она даже может начать подходить из любопытства.

    Особенно трепетно лошади защищают свои самые уязвимые места – уши, затылок (сразу за ушами), лоб и храп, бока, низ живота, ноги ниже коленей и скакательных суставов (уязвимы сухожилия) и область около хвоста и под ним. Это связано с тем, что при нападении хищника, сомкнувшиеся в этих местах челюсти угрожают жизни лошади. Поэтому если лошадь не дает дотрагиваться до своих ушей, то часто это происходит не от того, что она дурная, а от того, что воспринимает эти прикосновения как покушение на ее безопасность в уязвимых местах. Это может подтвердить тот факт, что в другой ситуации лошадь запросто трется ухом об дерево или позволяет другой лошади теребить его. Если есть проблема с прикосновениями и к другим уязвимым местам, то не надо усиленно концентрироваться на них. Напряженность, связанная с излишней концентрацией на том, что никак не удается дотронуться до определенного места, обязательно передастся лошади и будет расценена ею как скрытая угроза. Дружелюбная игра как раз направлена на то, чтобы делать страшные для лошади вещи легко и непринужденно, с улыбкой, чтобы доказать лошади, что она может доверять человеку. Если лошади не нравится прикосновение к какому-то месту, то можно попробовать вообще не обращать на него внимание и прикасаться к лошади в других местах, поглаживая, почесывая. Когда она полностью расслабится, можно как бы невзначай начинать приближаться к «щекотливому месту». Если лошадь все же начинает нервничать, то нужно дать лошади возможность отступить, если она хочет это сделать. Но затем все равно продолжать несильное воздействие около «страшной» области до тех пор (возможно придется снова отдаляться от нее и снова приближаться), пока она не перестанет обращать внимание на него. Тогда прекращение воздействия будет поощрением лошади за правильное поведение. А затем все ближе подходить к этому месту, пока лошадь не будет спокойно стоять и не реагировать на прикосновение.

    Вот еще пример. У лошади в качестве защитной реакции хорошо развит рефлекс противодействия/сопротивления. Он заключается том, что лошадь начинает совершать действия, противоположные желаниям нападающего. Рефлекс сопротивления включается в следующих случаях:

    * Испуг
    * Боль
    * Гнев
    * Непонимание
    * Заблуждение
    * Неуважение.


    Три последних пункта знакомы нам особенно хорошо по происходящему в сотнях манежей.

    Проявления рефлекса сопротивления:

    * Укусы
    * Отбивание задними ногами
    * Вставание на дыбы
    * Упрямство и нежелание двигаться вперед
    * Самопроизвольное осаживание
    * Таскучесть
    * Размахивание хвостом
    * Обнажение зубов
    * Закладывание ушей назад
    * Заваливание плечом
    и многие другие подобные проделки

    Большинство конников воспринимают эти действия лошади как дурноезжесть или неповиновение, но на самом деле проблема коренится в неразрешенных взаимоотношениями между двумя этими существами, как биологическими видами. Один ведет себя непреднамеренно (а потому что такова его природная программа), как хищник, а другой реагирует естественным для него образом как жертва. Как-то я заметила одну простую вещь. Если ведешь лошадь в поводу, на чомбуре или на корде, и она вдруг чего-то неожиданно испугалась (да хотя бы птичка в кустах вспорхнула) и дернулась вверх и в сторону, не следует удерживать ее и одергивать на себя. Включившееся правое полушарие мозга говорит ей о потенциальной опасности и советует бежать. Будучи привязанной за голову к человеку (звучит некрасиво, но что поделать? Ведь лошадь действительно привязана за голову), она в ситуации опасности (по ее мнениею) более отчетливо ощущает себя пойманной в ловушку. Одергивание вниз и на себя спровоцирует ее на сопротивление. И вместо желаемого результата мы получаем лошадь, которая с задранной вверх головой и полными ужаса глазами пытается осаживать назад и в сторону. В такой ситуации мне помогало просто ослабить повод и не тянуть лошадь на себя. Рука сопровождает лошадь не позволяя поводу натягиваться. Позволив лошади испугаться, но сами сохранив спокойствие, мы выигрываем время. Лошадь тут же сама разберется, что опасность миновала, на нее не нападают, а значит и сопротивляться нечему. По этой причине я предпочитаю корду чомбуру, а повод не снимаю с шеи, если веду лошадь в поводу, т.к. в этом случае даже вырвав повод из руки вероятность того, что лошадь наступит на него, запутается в нем сама и вдобавок порвет, меньше, чем если повод с шеи снят. Однако, опять же возвращаясь к «Семи играм», если лошадь хорошо освоила «Дружелюбную игру» и Вы играете в нее постоянно, то она не должна пугаться всяких мелочей, по крайней мере находясь рядом с Вами. Изучение рефлекса сопротивления, а также того, почему лошадь сопротивляется, можно назвать краеугольным камнем изучения психологии лошади. Понятно, что, в первую очередь, негативную роль играет недостаток уважения, но сам он проистекает из недостаточного доверия к человеку.

    Люди тоже имеют такой рефлекс! Человек зажимается физически, перестает гибко мыслить, вцепляется ногами в лошадь, руками в повод. В испуге, недоумении, бешенстве, отчаянии или от боли человек застывает на лошади, дыхание сбивается, он даже забывает моргать. Это приводит к тому, что человек насильно пытается включить в процесс свой рефлекс доминирования, он пинает лошадь, кричит на нее, дергает и совершает прочие нежелательные действия. Два зажатых одеревеневших существа с отключенным мозгом, каждый в силу своих биологических особенностей, просто борются друг с другом.
    Как заботиться о лошади с точки зрения ее комфорта

    ТО, что важно для человека, вовсе не обязательно должно быть важным для лошади.



    Люди любят чистеньких, хорошо ухоженных лошадей, стоящих в конюшне под попоной. Они отделяют лошадей друг от друга, чтобы они не покусали или не побили друг друга. А лошади, напротив, любят поваляться в грязи и ненавидят конюшенное содержание. Чистота не слишком важна для лошади (в природе, валяние в песке – способ очищения шерсти от насекомых).

    Мы уже говорили о том, что же для лошади действительно важно: безопасность, комфорт, игра и пища. Укусы и пинки – естественная составляющая часть жизни табуна, а для молодых лошадей – необходимое условие взросления и социализации.

    С точки зрения лошади, что лучше: 4 гектара зеленой травы и совместный с приятелями выпас или жизнь в маленькой замкнутой клетке изолированно от других товарищей и ежедневная работа (или верховые прогулки время от времени)? Большинство лошадей от такого содержания приобретают дурные привычки и серьезные проблемы с психикой. Если это содержание сопровождается еще и неправильным рационом питания (хотя правильность в условиях конюшенного содержания и так понятие относительное, потому как если уж быть совсем правильным конником, то остается выпустить лошадь в чистое поле и освободить ее от своего присутствия), то лошадь страдает еще больше от невозможности выплеснуть бурлящую в ней энергию. Непонимание часто усугубляется еще и тем, что попытки лошади заигрывать с человеком, наказываются, как будто это проявление агрессии с ее стороны. Здесь как раз и поможет умение читать язык жестов. Если лошадь невзначай ущипнула за рукав или толкнула, что это? Попытка выяснить, кто главнее и установить иерархию или беззлобное баловство? Агрессию легко распознать по мимике лошади и языку ее тела. Но часто лошадь пытается заигрывать с человеком лишь потому, что у нее нет возможности играть с другими лошадьми. Если ее игра недопустима или переходит за пределы болевого порога человека (ведь лошадь не знает о том, что человек гораздо более хрупок, чем она и ее игры для него могут обернуться травмой), то ее действия становятся для человека нежелательными. Значит, ей должно быть неудобно совершать их. Пусть, например, при попытке ущипнуть вас за локоть она натыкается на этот локоть носом. Неприятное ощущение быстро научит ее прекращать свое нежелательное поведение от одного только жеста. Человек может стать для лошади другом, но всегда следует помнить о безопасности (лошадь больше, сильнее, быстрее и ловчее) и о том, что в отношениях человек-лошадь ответственность за безопасность всегда лежит на человеке.

    При этом, конечно, необходимо обеспечить ей возможность играть с другими лошадьми. Часто можно стать свидетелями теплых дружеских отношений между лошадью и козой или барашком. При отсутствии компании даже цыпленок или кошка могут скрасить лошади одиночестве. Поэтому если есть возможность дать лошади друга, то нельзя ее упускать. Бывает так, что психологические и поведенческие проблемы лошади уходят сами собой при помещении ее группу лошадей, где она может включиться в субординацию в соответствии со своими физическими и психологическими особенностями и восстановиться. Почему мы жалеем заключенных за решетку зверей в зоопарке, но совершенно не задумываемся о том, что лошадь, существо, которое, как мы думаем, горячо любим, холим и лелеем, точно также страдает в клетке? Почему часто нас приводят в восторг безупречно вычищенные светлые конюшни с широкими проходами, но заполненные рядами клеток с заключенными в них лошадьми, не имеющими возможности пообщаться друг с другом или высунуть голову в проход или в окно на улицу, чтобы получить для себя новую любопытную информацию? Мне приходилось видеть много несчастных лошадей, заботливо укрытых дорогой попоной, целыми днями простаивающих в конюшнях лишь потому, что они слишком дороги, чтобы позволить им случайно пораниться, вступив в такую естественную для них игру с другими лошадьми или зацепиться за ветку в упоении бегая и подпрыгивая от переполняющей их энергии.

    Внутренний комфорт лошади всегда должен быть приоритетнее, чем внешний лоск. Дурные привычки, которые лошадь приобретает от одиночества стойлового содержания, - это не проблемы с поведением, за которые надо наказывать или применять жестокие приспособления, чтобы не давать лошадь совершать нежелательное действие (например, ошейник при воздушной прикуске). Дурная привычка – это лишь способ простимулировать выработку эндорфинов, при помощи которых лошадь помогает себе стать нечувствительной к своим страданиям. Это сравнимо с наркоманом, который вводит себе дозу наркотика, чтобы впасть в забытье. Недавние исследования доказали, что ничто не влияет так сильно на выработку дурных привычек, как изоляция от общения. Опыт показывает, что лошади, содержащиеся в объединенных конюшнях и гуляющие свободно вместе, не приобретают такие привычки.

    Опытный лошадник знает, что в конюшне между парами стоящих рядом лошадей часто возникает дружба. Среди большого количества лошадей такие пары держатся друг подле друга. Если одну из лошадей выводят из конюшни, то другая начинает ржать, а при возвращении приветствует ее уже радостным ржанием и стуком копыт. Если при конюшне имеется выгон, то они всегда находятся там вместе, вместе подходят к водопою и кормовой площадке и взаимно, с любовью, друг другу чешут холку. Как-то мне сказали, что дружба в соседних денниках не всегда тождественна дружбе в леваде и подкрепили этот тезис многозначительной фразой «Были нехорошие случаи». Мне хотелось бы узнать мнение читателей. Может быть, есть у кого-то подобный опыт?

    Позволю себе высказать здесь свою точку зрения, основываясь на естественных потребностях лошадей и собственном опыте.

    В природе лошадь большую часть времени ест, спокойно перемещаясь шагом в поисках наиболее вкусной травы. Лошади, проявляющие друг к другу симпатию, находящиеся на одном уровне иерархии или когда одна лошадь берет под свою опеку более слабую, пасутся рядом. Они чувствуют себя в безопасности в компании друг друга, и их дружеская привязанность проявляется в отсутствии конкуренции за корм, т.к. травы много. В конюшне, лошадям также нет нужды соперничать друг с другом за корм. В левадах, где травы нет, а только песок, лошади лишены возможности пастись, поэтому вынуждены обращать внимание друг на друга либо занимать себя совместными активными играми или изучением происходящего вокруг. В игре инициатор подзадоривает партнера, покусывая его, убегая и предлагая себя догнать. Вряд ли в таком виде активности лошади могут поранить друг друга из агрессии. Если одна из лошадей обнаружила где-то клочок травы, может ли это вызвать соперничество и драку между лошадьми, которые в остальное время проявляют друг к другу теплые чувства? Этот вопрос действительно меня волнует, поэтому я очень прошу отозваться тех, кто имел негативный опыт совместного выгула лошадей, которые «дружат денниками».

    В любом случае, при хороших отношениях между лошадьми, безусловно, у совместного выгула больше преимуществ, чем недостатков, т.к. удовлетворяется потребность в общении и в движении. Точно так же, как и иметь леваду с песком, где лошадь может гулять хотя бы одна, но видеть других лошадей, чем не иметь вообще никакой и не выпускать лошадь свободно погулять и поваляться. В конце концов даже в такую леваду можно бросить сена и игрушки. Главное, не организовывать леваду в удалении от конюшни, даже если с точки зрения человека, место вполне безопасно. Лошадь, почувствовав себя в одиночестве и не будет ощущать себя в безопасности. Наоборот, это введет ее в состояние стресса и прогулка принесет больше вреда, чем пользы.

    Некоторые исследователи отмечают, что в помещениях для беспривязного содержания и в совместных загонах лошади одной породы всегда объединяются или даже обособляются, например, пони с пони, чистокровные лошади с другими чистокровками. Кроме этого, лошади одинаковой масти также часто стремятся находиться рядом друг с другом. Так как лошадь не разбирается, какая у нее масть – серая, пегая или рыжая (откуда она может это узнать? В зеркало ведь она не смотрится!), то, видимо, в этом играет роль внутреннее чувство принадлежности. Замечают также и то, что лошади, которые подружились, часто быстро спешат на помощь друг другу, если товарищу докучают другие лошади. 


    Если не удается устроить так, чтобы лошадь жила и работала в сообществе со своими сородичами, то необходимо ее уже с молодости приучать к небольшим периодам одиночества, ненадолго уводя кобылу от жеребенка. Жеребенок, а позднее взрослая лошадь, должны только поверить и осознать, что эта разлука является непродолжительной и кобыла или товарищ снова вернется. Воспитанная таким образом лошадь доверяет тому, кто за ней ухаживает, и в этом отношении у нее не возникнут психические расстройства. В этом плане спортивные лошади, которых часто продают, перевозят с места на место, заведомо находятся в крайне неблагоприятных условиях. Постоянно меняющиеся места и люди провоцируют стресс и подрывают психику лошади.

    Просмотров: 4526 | Добавил: Nap | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]